МОСТ МЕЖДУ НАУКОЙ И ДЕРЕВНЕЙ
Томский сельскохозяйственный институт модернизирует процесс обучения в контакте с Академией наук
Современное сельское хозяйство - «продвинутая» высокотехнологичная отрасль. Используемые в нем технические достижения требуют профессиональных работников - высокообразованных, ответственно относящихся к своему делу. А такие кадры нужно соответствующим образом обучать. О новациях в производстве и вызванных ими изменениях в процессе обучения рассказывает директор института Александр ЧЕГЛОКОВ.
- Александр Евгеньевич, недавно в Томске прошло важное для сельского хозяйства мероприятие - совместное заседание президиума Россельхозакадемии и Администрации Томской области. Какое значение оно имело для вашего института?
- Наш институт готовит кадры для сельского хозяйства. И на этом крупном и значимом мероприятии обсуждалась роль науки в развитии агропромышленного комплекса Сибири. Научные идеи должны доводиться до конкретных приложений - образцов техники и технологий, которые затем будут использоваться в реальном производстве. А для этого нужно еще одно звено - нужно готовить соответствующие кадры, которые должны обладать знаниями по эксплуатации новой техники, обладать высокой технологической культурой. Подготовкой кадров, которые могут эффективно использовать научные достижения в сельском хозяйстве, и занимается наш институт. На заседании, что приятно отметить, была специально акцентирована важность такой работы.
- Какие именно кадры вы готовите и как они могут использовать научные достижения в своей работе?
- Мы готовим агрономов, зоотехников, ветеринарных врачей, переработчиков сельскохозяйственной продукций и стараемся вести их подготовку, используя достижения науки. Например, мы активно сотрудничаем с Томским НИИ сельского хозяйства и торфа Россельхозакадемии, который давно и успешно занимается изучением торфа и его глубокой переработкой. Торф - это и лекарство, и удобрение, и биологически активные добавки. Поэтому у наших студентов, обучающихся по практически любой технологической специальности, есть возможность из первых рук получать информацию о передовых научных достижениях и внедрять их впоследствии в практической деятельности.
- Каким образом вы модернизировали процесс обучения?
- К выполнению задачи укрепить связи с академической наукой мы идем по двум направлениям: привлекаем к ведению образовательного процесса действующих ученых и используем в обучении лабораторную базу «большой науки». Студенты проходят практику в лабораторно-аналитическом центре НИИСХиТ, работают в его биотехнологической лаборатории. Наметились пути взаимодействия и с рядом других академических институтов. Надо сказать, что это тот путь, который успешно используется ведущими томскими университетами. И не зря: ведь успех может быть достигнут только тогда, когда молодежи обеспечен прямой доступ к проблемам и достижениям современной науки.
Кроме того, наши студенты занимаются на Нелюбинской инновационной площадке Аграрного центра Томской области, который обеспечен современным оборудованием и технологиями. В частности, на его базе идет обучение наукоемким компьютерным технологиям управления стадом.
Наконец, мы выстраиваем связи с работодателями. Наиболее «продвинутые» из них начинают осознавать, что без вложений в процесс обучения кадров они не получат от производства той эффективности, которая позволит достойно конкурировать на рынке.
Поэтому мы достигли договоренностей о совместной подготовке кадров с рядом пищевых перерабатывающих предприятий Томска.
Современное село, сельскохозяйственное производство перестраивается по принципам новой, инновационной экономики. В агропромышленном секторе нужны люди «с головой», с любовью к сельскохозяйственному труду и с хорошим образованием. При наличии этих факторов амбициозный молодой человек вполне может построить достойную карьеру и жизнь на селе.
Юлия ЛЬВОВА.
(Губернские новости, вып. №12(77), 23 августа 2012 года)