Открытая лекция профессора Новосибирского государственного аграрного университета Кочнева Н.Н.
21 ноября 2018 г. Томский сельскохозяйственный институт посетил профессор кафедры ветеринарной генетики и биотехнологии Новосибирского государственного аграрного университета, доктор биологических наук Кочнев Николай Николаевич.
Он провел увлекательные занятия по генетике для студентов-зоотехников и ветеринаров, в которых уделил много внимания темам, касающихся фенотипа различных пород сельскохозяйственных животных и очень интересно рассказал о различных генетических заболеваниях и отклонениях.
Занятие началось с общего введения в дисциплину генетики. Были даны понятия генотипа и фенотипа, объяснен механизм наследования тех или иных признаков, процессы, происходящие при ово- и сперматогенезе. Далее Николай Николаевич рассказал о нарушениях в генотипе и о том, какие виды мутаций влияют на изменение структуры гена. Оказалось, что животные могут жить с некоторыми негативными мутациями, если мутации не распространяются на все клетки организма. Так,например, профессор рассказал нам случай о том, что однажды он обнаружил теленка с неправильным прикусом и нестандартной формы нижней челюсти. Когда у него была взята кровь и исследован генотип теленка, то обнаружилось, что мутация присутствовала не во всех клетках, поэтому животное могло жить. Если вдруг мутация влияет на все клетки организма, то такие животные как правило не выживают и погибают в эмбриональный период или живут очень короткий срок после рождения.
Далее был задан вопрос со стороны зоотехников о породах сельскохозяйственных животных. Ответ лектора поразил студентов. Как оказалось, различные породы животных, несмотря на то, что имеют абсолютно разный фенотип имеют один и тот же генотип. Отличаются они между собой аллельными генами- генами, отвечающими за один и тот же признак. Если у одних молочных пород один процент содержания жира, белков, уровень надоя, а у других молочных пород эти показатели отличаются, то это значит, что у животных в генотипе содержатся разные наборы аллельных генов, что и дает такое большое разнообразие пород.
Много внимания было уделено интересным случаям из практики. Так, нам было рассказано, что, женатая пара, имеющая II и III группу крови могут вполне иметь детей с IV группой крови, хотя это кажется невозможным. Как оказалось, все дело в наличии гена, отвечающего за синтез особого белка, который подавляет у носителя ген, отвечающий за IV группу крови и поэтому у отца ребенка может быть одна группа крови, а другая может передаться ребенку.
Много говорили об инбридинге – близкородственном скрещивании, которое применяется в сельском хозяйстве для увеличения продуктивных качеств животных. Нам объяснили, что инбридинг не опасен, если скрещивание производят через два поколения. Например, если был взят бык-осеменитель, являющийся прадедом по отношению к поголовью и его правнучки.
После занятий студенты задавали очень много вопросов. Коснулись они и сложных психиатрических заболеваний. Например, был вопрос о том, может ли человек с диссоциативным расстройством личности менять свойства организма в зависимости от того, какая личность преобладает над организмом человека в данный момент? Был дан ответ, что человек может выключать и включать определенные гены при таком заболевании, что и влияет на фенотип организма.
Конечно, нельзя в такой короткой статье описать все то, что дал нам этот прекрасный человек. Мы узнали много всего нового и интересного, получили рекомендации к книгам, которые помогут глубже понять такой чудесный мир генетики. На прощание Н.Н. Кочнев сказал нам, что все зависит только от нас и что человек может быть тем, кем он захочет, потому что природа дала нам бесконечное число возможности реализации своих талантов, главное реализовать их.
Литвиненко Дарья, 2 курс